Виды и классификация государственных займов и обязательств

Содержание
  1. Виды и классификация государственных займов
  2. Особенности работы рынков ценных бумаг других стран
  3. По месту размещения и обеспеченности
  4. Госзаймы в СССР
  5. Характеристика
  6. ГЦБ в России — есть ли перспектива?
  7. Цели привлечения внешних займов
  8. 1.4. По способу предоставления кредита
  9. Плюс и минусы государственного займа
  10. Отношения по заключению договоров
  11. Векселя
  12. Процедура погашения займов
  13. Управление госдолгом
  14. 1.5. По времени и технике погашения кредита
  15. 5. Кредитная политика банка и механизмы ее реализации
  16. ➕Курс повышения квалификации бесплатно!!! «Клерк.Премиум» со скидкой 30%
  17. Применение заемных средств
  18. Контроль государственной задолженности
  19. 1.3. По технике предоставления кредита
  20. Обращение
  21. Что учитывают при выдаче госкредита
  22. Формы долговых обязательств
  23. Легализация майнинга, страхование пенсий в обзоре финансового права
  24. Минус два российских банка в AppStore — «Газпромбанк» и МКБ
  25. Рынок государственных ценных бумаг России
  26. Договор займа. Заемщик и заимодавец
  27. По периоду заимствования
  28. Функции
  29. По форме выплаты
  30. 3. Требования к процессу выдачи кредитов

Виды и классификация государственных займов

Государство заимствует денежные средства у населения, у различных по характеру деятельности организаций, а также у иностранных государств и международных финансово-кредитных организаций.

Государственный (или муниципальный) заем — это передача во временную собственность Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процентов на сумму займа.

Государственные займы подразделяются на внутренние (займы, осуществляемые в валюте РФ) и внешние (займы, осуществляемые в иностранной валюте).

Государственные займы классифицируются по ряду признаков:

  • по заемщикам (эмитентам);
  • по кредиторам (инвесторам);
  • по способу обращения на рынке;
  • по срокам погашения;
  • по технологии эмиссии;
  • по форме выплаты дохода;
  • по методам размещения;
  • по форме выплаты дохода;
  • по методу определения дохода;
  • по обеспеченности долговых обязательств;
  • по способу погашения задолженности.

В зависимости от заемщика (эмитента) займы делятся на федеральные, региональные и муниципальные, т.е. заимствуют органы власти всех уровней, но преобладающая часть государственных займов приходится на займы, осуществляемые от имени Российской Федерации (федеральные займы).

В зависимости от кредиторов (инвесторов) займы (а точнее, их финансовые инструменты) подразделяются:

  • на реализуемые только среди населения;
  • на реализуемые только среди юридических лиц;
  • на универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц;
  • на специальные, предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах, правительственных учреждениях.

По способу обращения на рынке займы бывают рыночные и нерыночные. Рыночные займы (их финансовые инструменты) свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные займы (удостоверяющие их документы) не могут свободно менять владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенные группы инвесторов, интересам которых и отвечают. Например, нерыночные государственные облигации выпускаются в нашей стране для привлечения средств пенсионных фондов, страховых компаний.

По срокам погашения государственные займы бывают:

  • краткосрочные — со сроком погашения до 1 года;
  • среднесрочные — со сроком погашения от 1 года до 5 лет;
  • долгосрочные — со сроком погашения свыше 5 лет (в России максимальный срок заимствований по федеральным и региональным займам 30 лет, по муниципальным — 10 лет).

По технологии эмиссии займы могут быть облигационными (т.е. сопровождаться эмиссией ценных бумаг, в основном облигаций) и безоблигационными (оформляемыми в виде записей на счетах, подписанием соглашений, договоров, а также путем записи в долговых книгах с выдачей особых свидетельств-сертификатов).

По методам размещения государственные займы подразделяются на добровольные и принудительные. В настоящее время государственные облигации размещаются на добровольной основе, свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Однако иногда государство может прибегать к принудительным займам, которые размещаются согласно постановлению правительства и предусматривают ответственность за уклонение от подписки. Такие займы практиковачись в СССР в период индустриализации страны, Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства.

По форме выплаты дохода долговые государственные обязательства делятся на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном). Владельцы долговых обязательств процентного займа получают доход, начисляемый в виде процентов один, два или четыре раза в год, как правило, на основе купонов. По выигрышным займам выплата дохода осуществляется на основе результатов тиражей выигрышей (доход выплачивается только по выигравшим облигациям при их погашении). Все краткосрочные и некоторые долгосрочные заемные инструменты не имеют купонов. Они продаются по номиналу со скидкой (с дисконтом), а выкупаются по номиналу.

По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердыми или плавающими ставками. Это указывается в условиях выпуска займа. Если государство гарантирует не менять объявленный при выпуске займа размер дохода, — это означает твердый доход, а если в условиях выпуска займа потенциальных инвесторов уведомляют, что государство может изменить в одностороннем порядке размер дохода в будущих периодах — это означает плавающий доход.

По обеспеченности долговых обязательств государственные ценные бумаги бывают закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Их, как правило, выпускают местные органы власти. Беззакладные облигации выпускают органы федеральной власти. Обеспечением их считается все имущество государства.

По способу погашения задолженности различают займы, погашаемые единовременно, и займы, погашаемые частями. Если заем погашается частями, возможны три варианта: 1) заем погашается равными частями в течение определенного срока; 2) заем погашается возрастающими долями; 3) заем погашается снижающимися долями.

В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты подразделяются на обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения. Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным, если на финансовом рынке происходит существенное снижение процентных ставок. В этом случае, если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, их эмитент (заемщик) может уменьшить свои расходы, досрочно погасив старый и выпустив новый заем.

Особенности работы рынков ценных бумаг других стран

Нюансы работы с ценными бумагами во многом определены состоянием экономики и экономической моделью страны. Любая из них имеет свои особенности и проблемы. Так, ГЦБ в США считаются самыми надёжными инвестиционным инструментами. Будучи доступными для иностранных инвесторов, они выступают прекрасным индикатором общего состояния мировой экономики.

Всего выпускают три вида бумаг — краткосрочные бескупонные казначейские обязательства, казначейские процентные облигации (от одного до девяти лет) и процентные облигации со сроком обращения более десяти лет. Львиная доля госдолга приходится на эмитированные страной ценные бумаги, при этом среднесрочные инструменты составляют более половины от общего объёма.

В Японии ценные госбумаги также представлены в трёх категориях — краткосрочные (с периодом погашения до двух месяцев), среднесрочные (до пяти лет) и долгосрочные (от десяти до двадцати лет). Причём для средне- и долгосрочных существует собственный рынок — Gensaki. Большая часть ценных бумаг принадлежит различным банкам и страховым компаниям. Доля задействованного населения — около 5%. Контролирует рынок центральный банк, а для иностранных инвесторов существует утверждённый лимит по объёму владения бумагами. Большинство ГЦБ относятся к бездокументарным.

Китай — практически закрытый для иностранцев рынок. Основные владельцы государственных ценных бумаг — коммерческие банки. Эмитентами выступают Народный Банк и Министерство финансов, есть несколько отраслевых банков, чьи облигации входят в зону гарантирования государством. Сделки по ценным бумагам не попадают под налогообложение.

По месту размещения и обеспеченности

В соответствии с таким критерием, как место размещения, займы в государственной экономике могут подразделяться на внешние и внутренние. Первая категория представляет собой государственные обязательства перед нерезидентами. Речь идет о зарубежных кредиторах. Внутренние займы — не что иное, как займы перед резидентами страны.

В зависимости от критерия обеспеченности долговых обязательств гос. займы бывают закладными и беззакладными. Первые обеспечиваются конкретным залогом, к примеру, определенным имуществом. В свою очередь, беззакладные займы отличаются тем, что они не обеспечиваются ничем конкретным. В данном случае в роли обеспечения выступает все государственное имущество.

Госзаймы в СССР

Во времена СССР привлеченные правительством средства направлялись на финансирование основных производственных затрат. Происходило перераспределение капитала. Временно свободные средства физических и юридических лиц трансформировались в те, которые пригодны для длительного финансирования. Предприятия инвестировали в платежные обязательства Центрокассы НКФ СССР. Ценная бумага выпускалась 6 месяцев. Но с помощью этого инструмента государство получало доступ к долгосрочному кредиту на несколько миллионов рублей.

Второе преимущества госкредита заключалось в том, что он стимулировал накопление капитала. Темпы роста народного хозяйства страны при заданном уровне национального дохода зависят от объема средств, направляемых на потребление и накапливание. Госзаймы стимулируют к сбережению капитала.

Периоды войн, социальных потрясений и революций уничтожают саму идею накопления средств. Процесс восстановления хозяйства требует капиталовложений. Приходится снова воспитывать навыки к сбережению. Эту проблему можно решить с помощью госзаймов. Из рынка изымаются избыточные денежные знаки, снижается спрос на товары, уменьшаются цены.

В таблице ниже расписан госдолг СССР.

Наименование займа Выпуск Номинальная сумма займа, млн руб.
Государственный 8 % внутренний заем 1924 г. 100
Первый крестьянский выигрышный заем 50
Второй крестьянский выигрышный заем 100
Государственный краткосрочный 5 % внутренний кредит 1925 г. 10
Повторный выпуск крестьянского займа 100
Повторный выпуск государственного кредита 300
Второй крестьянский выигрышный заем 100
Второй государственный 8 % внутренний кредит 1926 г. 100
Выиграшный заем 30

Условно 1924-1926 года можно разделить на два периода. Первые два года характеризуются большим количеством краткосрочных займов с принудительным характером реализации. В этот период правительство пыталось покрыть дефолт без денежной эмиссии. Поэтому в 1924-1925 годах было оформлено несколько очень крупных займов. Их целью было ускорить поступление средств в казну. Первые принудительные займы были рассчитаны на денежные накопления населения. Эти кредиты фактически не увеличивали сумму денежных ресурсов, а только передвигали сроки их поступления во времени.

Характеристика

Государственный заем может привлекаться на различные цели и сроки. Ему также свойственны такие признаки, как срочность, платность и возвратная основа. Также не стоит путать внешний государственный займ с внутренним. В первом случае кредиторами выступают финансовые организации, предприятия и граждане самого государства, а во втором – из других стран.

Данный вид кредитования имеет свои особенности:

  • он обычно привлекается для покрытия дефицита;
  • обеспечением по сделке выступает все госимущество;
  • целевой характер не такой четкий, как в обычном коммерческом кредите;
  • источником погашения займа являются налоги, а не доход от результатов хозяйственной деятельности;
  • следствием сделки является сокращение обращения денежной массы.

государственный внутренний заем

ГЦБ в России — есть ли перспектива?

Особенности российского рынка ГЦБ отрицательно сказываются на скорости его развития рынка, и существование проблем нельзя не признать. Но заинтересованность страны в притоке капитала и повышение финансовой грамотности населения способны сотворить чудо. Спустя одиннадцать лет после дефолта доверие к органам власти растёт, как и уверенность в завтрашнем дне. При возможности выгодного взаимодействия перспективы развития экономики и рынка государственных бумаг кажутся оптимистичными.

Источник данных: investing.com
Источник данных: investing.com

Ценные бумаги, гарантом которых выступает государство, отличаются надёжностью, следовательно, не слишком высокой прибылью в сравнении с другими инструментами. Средняя доходность по российским ОФЗ — именно они сегодня являются государственными ценными бумагами, эмитентом которых выступают органы власти, — составляет 6–8% годовых. Тем не менее вкупе с льготами по части налогообложения и высокой ликвидностью они представляют интерес для желающих сберечь собственные средства.

Если сравнивать доходность ОФЗ и проценты по банковским депозитам, сравнение будет явно не в пользу последних. А на фоне регулярных снижений ключевой ставки Центробанком, наблюдаемых в 2019 году, и перспективы сохранения тенденции разница становится ещё заметнее. Этот фактор в сочетании с увеличением объёма торгов гособлигациями за последние пару лет вселяет уверенность, что востребованность подобных ценных бумаг на ближайший год как минимум не упадёт.

Мы рады, если ответили в этой статье на все ваши вопросы по теме. Если нет — вы всегда можете задать нам новые, для этого просто заполните форму обратной связи.

Коротко о главном

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Подписаться

ЭкономикаВалентина СуховаринаРедактор

#экономика

Откройте счёт прямо сейчас

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Открыть счётВам также может понравитьсяЧто такое акции?Что выгоднее акции или облигации?Облигации: виды и особенностиНеценные бумагиЛистинг ценных бумаг на фондовой биржеКто такой эмитентБольше интересных материалов

Цели привлечения внешних займов

Далее целесообразно рассмотреть основные цели привлечения внешних государственных займов:

  • Федерацией — для того, чтобы покрыть дефицит республиканского бюджета, а также для иных целей, которые предусмотрены президентом РФ и законодательными актами, действующими на территории страны.
  • Правительством РФ — чтобы заниматься решением экологических и социальных проблем, ликвидировать последствия стихийных бедствий и поддерживать экономические реформы. В данную категорию входят и другие цели, предусмотренные президентом РФ, а также действующими на территории страны законодательными актами.
  • Резидентами РФ под гарантии правительства, а также правительством и резидентами под гарантии правительства — для того, чтобы предоставлять займы заемщикам-резидентам в соответствии с условиями переуступки, то есть для импорта энергоресурсов, сырья, иной необходимой товарной продукции, а также продуктов при критическом положении в целях обеспечения ими республики; для осуществления государственных программ и инвестиционных проектов в соответствии с приоритетными направлениями развития государственной экономики; для других целей согласно законодательным актам, функционирующим на территории страны.

Стоит отметить, что решение касательно привлечения государственного займа принимается президентом. Помимо этого, оно может быть принято Правительством, в том числе в соответствии с условиями переуступки (правительством страны после согласования с президентом); резидентами Федерации под гарантии правительства, в том числе согласно условиям переуступки (правительством страны после согласования с президентом).

1.4. По способу предоставления кредита

1.4.1. Индивидуальный (предоставляемый заемщику одним банком).

1.4.2. Синдицированный.

Плюс и минусы государственного займа

Преимущества государственного кредитования:

  1. За счет займов правительство регулирует финансовые потоки внутри страны.
  2. Федеральный, региональный и муниципальный бюджеты пополняются без выпуска в обращение новых денег.
  3. Если речь идет о выдаче или получении внешнего займа, укрепляются отношения с другими странами.
  4. Появляется возможность развивать экономику государства без участия средств из бюджета.

Внешний займ способствует укреплению отношений между странами

Недостатки государственных займов:

  • при обслуживании долга требуется платить проценты по кредиту, из-за этого увеличиваются производственные расходы;
  • если государство не может погасить задолженность, долг растет, это может привести к повышению налоговых платежей внутри страны.

Перед оформлением госкредита власти анализируют состояние экономики и возможности погашения задолженности. Если происходит увеличение размера налогов, страдает предпринимательство, а это приводит к ухудшению экономической ситуации в стране.

Отношения по заключению договоров

виды государственных займов

В отношениях, связанных с заключением кредитных соглашений (иными словами, договоров), в роли заемщика, как выяснилось, выступает РФ в лице соответствующих структур. Эти отношения вместе с нормами финансовой правовой отрасли регулируются посредством международного права, в рамках которого определяется в том числе правовой статус финансовых организаций международного уровня, условия, порядок предоставления, применения и погашения денежных средств, которые выданы этими организациями. Важно отметить, что привлечение внешних гос. займов от имени Федерации реализуется правительством исключительно по решению президента страны.

Внешние гос. займы, которые предоставлены резидентам РФ на условиях переуступки, в любом случае приравниваются к внешним гос. займам, которые получены под гарантии Правительства. Цель привлечения государственных займов внешнего типа обязательно указывается в решении о его привлечении согласно основным целям заимствований, которые предусмотрены Президентом РФ и соответствующими законодательными актами.

Векселя

Выпуск государственных займов может осуществляться в казначейских обязательствах. Векселя используются для покрытия дефицита муниципального бюджета. Чаще всего они выпускаются на срок от 1 до 5 лет.

Государственные займы РФ классифицируются по выпуску. В зависимости от того, кто проводит эмиссию ЦБ, все привлеченные средства могут поступать в государственный или местный бюджет. При этом условиями выпуска может быть предусмотрен досрочный выкуп.

Процедура погашения займов

Ответственность за выплаты по государственным обязательствам возложена на Банк России и его подразделения. Регулярность предполагает разные схемы, и возможна ежеквартальная выплата.

В моменты нестабильности государство задействует особые меры для управления своей задолженностью. В их перечень входят:

  • обмен государственных облигаций;
  • унификация;
  • применение системы рефинансирования;
  • конверсия либо консолидация.

Управление госдолгом

Государство и Центробанк используют целый комплекс мер, направленных на погашение обязательств. В частности:

  • погашают государственные займы;
  • государственный долг обеспечивают залогом;
  • осуществляют отчисления займодателям;
  • выпускают новые кредиты и т. п.

Данные методы управления применяются с целью:

  • снижению расходов по обслуживанию кредитов;
  • обеспечения финансирования социально-значимых программ;
  • поддержания стабильной политической системы.

1.5. По времени и технике погашения кредита

1.5.1. Погашаемые одной суммой в конце срока.

1.5.2. Погашаемые равными долями через равные промежутки времени (этот вариант, как и следующий, предполагает согласование графика погашения основной суммы долга и процентов с указанием конкретных дат и сумм). Фактически это так называемый простой кредит (с ежемесячными равными суммами платежей).

1.5.3. Погашаемые неравными долями через различные промежутки времени:

  • сложный кредит (с выплатой от 20 до 50% суммы кредита в конце срока);
  • прогрессивный кредит (с прогрессивно нарастающими к концу срока действия кредитного договора выплатами);
  • сезонный кредит (кредит для сезонных производств с выплатами только в те месяцы, на которые приходятся максимальные суммы выручки).

Отдельно можно выделить гарантийные операции банков в части кредитования своих клиентов, а также консультационные услуги по вопросам кредитования. Для классификации кредитов на те или иные группы и виды могут использоваться и другие критерии.

5. Кредитная политика банка и механизмы ее реализации

Прежде чем начать выдавать кредиты, банк должен сформулировать свою кредитную политику (наряду и в согласии с его политиками применительно ко всем другим направлениям деятельности — депозитной, процентной, тарифной, технической, кадровой, по отношению к клиентуре, к конкурентам и т.д.), а также предусмотреть способы и средства ее воплощения в реальную практику

Формулирование политики банка составляет один из этапов планирования его деятельности. Определить и утвердить кредитную политику — значит сформулировать и закрепить в необходимых внутрибанковских документах позицию руководства банка как минимум по следующим вопросам:

1. приоритеты банка на кредитном рынке, имея в виду под этим предпочтительные для данного банка:

  • объекты кредитования (отрасли, виды производств или иного бизнеса);
  • категории заемщиков (органы власти, государственные и негосударственные предприятия и организации, частные лица);
  • характер отношений с заемщиками (курс на долгосрочные и партнерские отношения либо на разовые кредитные сделки, сочетание кредитования с другими видами банковского обслуживания, мера откровенности и доверия с обеих сторон);
  • виды и размеры (минимальные, максимальные) кредитов;
  • схемы обслуживания кредитов;
  • формы обеспечения возвратности кредитов и др.;

2. цели кредитования:

  • ожидаемый уровень рентабельности кредитов;
  • иные (не связанные непосредственно с получением прибыли) цели.

Для принятия банком обоснованных решений по указанному кругу вопросов важное значение имеют:

  • четкая и взвешенная постановка общих целей деятельности банка на предстоящий период (т.е. хорошая постановка планирования в целом);
  • адекватный анализ кредитного рынка (т.е. хорошая работа маркетинговой службы);
  • ясность перспектив развития ресурсной базы банка;
  • верная оценка качества кредитного портфеля;
  • учет динамики уровня квалификации персонала и другие факторы.

Роль кредитной политики может быть выражена в следующих тезисах:

  • отсутствие у банка собственной кредитной политики, или наличие слабой (плохо продуманной, необоснованной) политики, или ее формальное наличие означают отсутствие в нем планирования кредитного процесса и, следовательно, полноценного управления этим важнейшим направлением деятельности, что обрекает банк на безусловный неуспех, особенно в средне- и долгосрочной перспективе.
  • качественная кредитная политика банка, если ее положения реально используются, хотя и не гарантирует безусловного успеха, однако:
  • способствует осмысленной координации его усилий на кредитном рынке;
  • обеспечивает деятельность подразделений, участвующих в кредитном процессе, необходимым «стержнем» и продуманными технологиями;
  • значительно уменьшает риск принятия неверных управленческих решений;
  • дает руководству банка важный критерий оценки качества управления кредитным подразделением и постановки кредитного процесса в банке в целом.

Функцией кредитной политики банка в общем плане является оптимизация кредитного процесса, имея в виду, что цели и приоритеты развития (совершенствования) кредитования, определенные банком, и составляют его кредитную политику.

  • кредитование
  • кредит
  • кредитование физлиц
  • кредиты юрлицам
  • Виктор Mocквин, доктор экономических наук, профессор Государственного университета управления и Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, главный научный сотрудник Государственного научного центра РФ «НАМИ»

Источник:

Центр дистанционного образования Элитариум
Рубрика:
Кредитование Версия для печати

Гость, для тебя подарок
бесплатный
курс повышения квалификации!

Внимание! Акция!

➕Курс повышения квалификации бесплатно!!! «Клерк.Премиум» со скидкой 30%

Оформляйте подписку
«Клерк.Премиум» и забирайте курс повышения квалификации «Исправление ошибок в учете», 25 часов, (ФИС ФРДО).

Оформить самую выгодную подписку
для бухгалтеров можно до 24 июня,

успейте , пока есть время. Условия акции

тут.

Забрать подарок

Юзвак МаксимЮзвак Максим - автор блога на klerk.ru

Применение заемных средств

Основной целью привлечения дополнительных денежных средств является повышение эффективности распределения финансов между отраслями государственной экономики.

Важно знать цели, на которые государство в первую очередь использует государственные займы:

  • погашение бюджетного дефицита в части, не зависящей от инфляционных процессов;
  • стабилизация экономики страны и финансовой системы;
  • привлечение свободных инвестиций для развития государственной экономики.

Помимо этого, важно отметить и контролирующую роль государственных займов в сфере распределения и перераспределения финансов, а также их целевого применения.

Важно! На практике, распределение денежных средств напрямую связано с состоянием экономики государства и уровнем благосостояния страны.

Успех программ государственного заимствования средств также зависит от состояния экономики. Инвесторы заинтересованы в получении стабильной прибыли на выгодных для них условиях. В основе успеха программы привлечения заемных средств государством лежит наличие у потенциальных кредиторов свободных финансов и экономическая выгода от участия в проекте.

Специалисты отмечают, что государственные инвестиции вызывают больше доверия, чем участие в частных программах. При этом государство имеет возможность дать весомые гарантии выплаты по своим обязательствам.

Надзорные проверки картинки

Контроль государственной задолженности

Для управления и контроля расходования привлеченных инвестиций действует комплексная система мер. В рамках этой сложной системы важно выделить:

  • отчисления по кредитам;
  • погашение внутренних и внешних обязательств;
  • гарантийное обеспечение;
  • корректировка условий инвестирования;
  • подготовка новых проектов привлечения денежных потоков в бюджет.

Конечная экономическая эффективность любого проекта, связанного с привлечением заемных средств, требует постоянного и грамотного анализа экономической ситуации и способности спланировать перспективы ее развития.

В процессе анализа разделяют относительные и абсолютные экономические показатели. При этом на основе абсолютных данных выполняют расчет применения и погашения займов. Учет относительных показателей влияет на административный контроль задолженности и некоторые действия, связанные с оценкой госбюджета и показателем ВВП.

Для систематизации внешнего государственного долга необходим тщательный анализ соотношения экспорта и долговых обязательств страны.

1.3. По технике предоставления кредита

1.3.1. Одной суммой.

1.3.2. С овердрафтом (схема кредитования, дающая клиенту право оплачивать с расчетного счета товары, работы, услуги своих контрагентов в сумме, превышающей объем кредитовых поступлений на его счет, т.е. иметь на этом счете дебетовое сальдо, максимально допустимые размер и срок которого устанавливаются в кредитном договоре между банком и данным клиентом; различают краткосрочный, продленный, сезонный виды овердрафта).

1.3.3. В виде кредитной линии:

  • простая (невозобновляемая) кредитная линия;
  • возобновляемая (револьверная) кредитная линия, включая:
  • онкольную (до востребования) кредитную линию;
  • контокоррентную кредитную линию;

Онкольная кредитная линия означает такую схему, при которой кредитование ведется в пределах согласованного лимита суммы (обусловленного, к примеру, величиной оценки векселей заемщика, заложенных им в банке) и в рамках согласованного периода времени, причем таким образом, что по мере погашения взятых ранее кредитов лимит может непрерывно и автоматически (без заключения дополнительного договора/соглашения) восстанавливаться.

Контокоррентная кредитная линия предполагает такое кредитование текущих производственных нужд заемщика (в пределах оговоренного лимита сумм и установленного срока действия соглашения), когда кредиты непрерывно и автоматически выдаются и погашаются, отражаясь на едином контокоррентном счете, сочетающем в себе свойства ссудного и расчетного счетов (дебетовое его сальдо показывает сумму долга заемщика банку, кредитовое — наличие у заемщика свободных средств); лимит при этом каждый раз восстанавливается. Контокоррентный кредит погашается путем зачисления в кредит счета любых поступлений в адрес заемщика.

1.3.4. Комбинированные варианты.

Обращение

В странах с развитой промышленностью доля ЦБ, которые после выпуска попадают на рынок, составляет примерно 70 % от суммы госдолга. Такие облигации составляют достойную конкуренцию банковским депозитам и применяются для привлечения свободных денежных средств. Инвестор, которые приобрел нерыночные ЦБ, может продать их только государству. Такие облигации не оборачиваются на фондовом рынке и выпускаются исключительно с целью привлечения мелких кредиторов.внешний государственный займ

Что учитывают при выдаче госкредита

При получении государственного кредита учитывают некоторые факторы:

  1. Срок предоставления кредита. Его устанавливают в зависимости от того, для каких целей заемщику нужны деньги, и какая сумма ему требуется. Также срок может зависеть от благосклонности кредитора. Обычно период кредитования составляет от 1 года до 10, но не дольше 30 лет.
  2. Обязательства кредитора и заемщика. Основные обязательства кредитора – выдать определенную сумму денег, а заемщика – погасить задолженность на определенных условиях. При этом в договоре указывают вспомогательные требования, которые обе стороны должны выполнять.
  3. Условия возврата задолженности. Нужно определить размер платежей и схему погашения долга. Если есть штрафные санкции, о них обязательно упоминают в договоре.
  4. Процентная ставка. Ее размер определяют на индивидуальных условиях, в зависимости от экономической ситуации на рынке. Ставка не меняется в течение всего срока кредитования, то есть если на момент заключения договора установили 3%, через год ставку не поднимут и не снизят.

Процентная ставка будет одинаковой в течении всего периода кредитования

Государственный кредит, по сути, не отличается от обычного кредитования, разница только в масштабах.

Формы долговых обязательств

Долговые обязательства РФ могут быть реализованы в следующих формах:

  • Кредитное соглашение, иными словами, договор государственного займа. Он заключается от имени РФ, выступающей заемщиком, с организациями кредитного плана, международными структурами, иностранными государствами и другими нерезидентами и резидентами страны. Сюда же целесообразно отнести соглашения (договора), заключенные от имени Федерации касательно реструктуризации и пролонгации долговых обязательств страны, оставшихся с прошлых лет.
  • Государственные займы, которые осуществляются посредством выпуска ЦБ от имени Российской Федерации.
  • Договоров о предоставлении соответствующих гарантий Правительства РФ.
  • Государственные займы, реализуемые посредством выпуска ЦБ местными распорядительными и исполнительными органами.
  • Договор касательно предоставления гарантий местных распорядительных и исполнительных. Это относится к областным, районным и городским исполнительным комитетам.
  • Договор о получении бюджетного кредита.

Стоит заметить, что сегодня обязательства в форме договоров (кредитных соглашений) используются активнее всего по причине необходимости формирования соответствующих условий для того, чтобы преодолеть кризисные явления в экономике и справиться с дефицитом бюджета (это превышение расходов над доходами). Именно поэтому целесообразно рассмотреть данную форму подробнее.

Легализация майнинга, страхование пенсий в обзоре финансового права

Мария Сидорова КМария Сидорова К - автор блога на klerk.ru

Минус два российских банка в AppStore — «Газпромбанк» и МКБ

«Газпромбанк» и МКБ попали под секторальные санкции США. Их мобильные банки для частных лиц и бизнеса пропали из магазина приложений.

qmaxqmax - автор блога на klerk.ru

Рынок государственных ценных бумаг России

Рынок ГЦБ — особый мир, где посредством торговли ценными бумагами происходит перераспределение финансовых потоков. Его развитие находится в прямой зависимости от типа и состояния экономики страны, ведь это непосредственно влияет на основополагающие механизмы работы рынка — законодательную базу, взаимоотношения Центробанка с рынком и цели, выполнение которых он должен обеспечивать.

С точки зрения обоснованной потребности государства в средствах населения, на него возлагаются определённые роли в работе рынка — эмиссионная (для привлечения финансовых ресурсов в бюджет), координирующая (для обеспечения развития экономики) и контролирующая (для поддержания и роста торговых оборотов).

Эмитенты, которые имеют право на выпуск государственных ценных бумаг, в нашей стране определены статьёй 121.1 Бюджетного Кодекса РФ. Это органы исполнительной власти федерального, регионального и муниципального значения, Правительство РФ или уполномоченное им Министерство финансов. У них есть право на выпуск долговых ценных бумаг в виде облигаций в документарной или бездокументарной форме.

Координация рынка и контроль за ним осуществляется с помощью регулирования экономических механизмов через административные ресурсы. Это работа с нормативной базой по обороту ГЦБ, управление ресурсами страны, корректировка кредитно-денежной политики и специфики налогообложения. Подобные функции доступны для Банка России и Правительства Российской Федерации.

Любой рынок государственных ценных бумаг, в котором государство выступает эмитентом и гарантом исполнения обязательств, имеет свои особенности — и российский не исключение. Сегодня для него характерны следующие черты:

  • низкий процент задействованного в инвестициях населения, что обусловлено отсутствием доверия к власти и низкой финансовой грамотностью;
  • высокая волатильность и краткосрочность обращения ценных бумаг, обеспечивающие рост спекулятивных операций;
  • небольшие торговые обороты, которые в основной своей массе приходятся на постоянных крупных инвесторов;
  • невысокая доходность по государственным бумагам, на фоне которой ПИФы выглядят гораздо привлекательнее;
  • недостаточно продуманная и удобная нормативная база по обороту и налогообложению финансовых инструментов;
  • отсутствие разнообразия инструментов и их низкая привлекательность для частных инвесторов.

Договор займа. Заемщик и заимодавец

государственная экономика

Как выяснилось, основной формой долговых обязательств является кредитное соглашение. Данная категория регулируется ст. 817 ГК РФ. По договору гос. займа, заемщик — это Российская Федерация или ее субъект, а займодавец — это физическое или юридическое лицо. Государственный займ — это в любом случае добровольное решение. Соответствующий договор заключается посредством покупки займодавцем выпущенных гос. облигаций или других гос. ценных бумаг, которые удостоверяют право займодавца получить от заемщика предоставленные ему взаймы денежные средства или, в зависимости от определенных заранее условий займа, другого имущества, конкретных процентов либо иных прав имущественной природы в сроки, которые предусмотрены условиями выпуска займа в обращение.

Необходимо отметить, что договор гос. займа может заключаться также в других формах, охарактеризованных в предыдущей главе и предусмотренных бюджетным законодательством страны (абзац введен ФЗ от 26.07.2017 N 212-ФЗ). Изменение установленных условий выпущенного в обращение государственного займа недопустимо. Правила касательно договора гос. займа соответственно применимы к займам, которые выпускаются муниципальным образованием.

По периоду заимствования

государственный займ понятие

Государственный займ — это категория, которая классифицируется также по сроку заимствования. Так, займы могут быть краткосрочными (в данном случае период погашения не должен превышать 1 года), среднесрочными (срок погашения варьируется от 1 до 5 лет) и долгосрочными (период погашения может превышать 5 лет). Согласно бюджетному законодательству РФ, долговые обязательства бывают краткосрочными (до 1 года) и долгосрочными (более 1 года).

Функции

  • Распределительная – размещение средств по централизованным фондам по принципу приоритетности (деньги выделяются по тем направлениям, где они больше всего нужны).
  • Регулирующая – с помощью таких займов можно воздействовать на денежное обращение, уровни ставок рефинансирования и т. д.
  • Контрольная – средства должны использоваться в тех целях, для которых они привлекались.

По форме выплаты

зарубежный кредитор

Государственный займ — это основная форма гос. кредита, у которой достаточно разветвленная классификация. Так, по методу выплаты дохода займы бывают следующих разновидностей:

  • Процентные займы. В данном случае доход устанавливается как фиксированный процент от номинала.
  • Дисконтные займы. Инвестор получает доходную часть за счет покупки долговых обязательств с дисконтом, а также последующим их погашением в соответствии с номинальной стоимостью по окончании фока, на который денежные средства предоставлялись заемщику (государству).
  • Выигрышные займы. Доход по такой форме государственного внутреннего кредита осуществляется на базе тиражей выигрышей.
  • Индексационные займы. В данном случае доход выплачивается через индексирование номинальной стоимости изначально приобретенных инвестором ЦБ.

3. Требования к процессу выдачи кредитов

Банк разрабатывает и утверждает внутренние документы, определяющие его кредитную политику, а также учетную политику и подходы к ее реализации, документы, определяющие:

  • процедуры принятия решений о размещении банком денежных средств;
  • распределение функций и полномочий между подразделениями и должностными лицами банка, включающие внутренние правила размещения средств, в том числе правила кредитования клиентов.

Банк выдает кредиты в следующем порядке:

  • юридическим лицам — в безналичной форме путем зачисления средств на расчетный, текущий или корреспондентский счет (далее — счета);
  • физическим лицам — в безналичной форме путем зачисления средств на счет лица в банке либо наличными через кассу банка;
  • кредиты в иностранных валютах выдаются юридическим и физическим лицам в безналичной форме.

Банк выдает кредиты следующими способами:

  1. разовым зачислением средств на банковские счета либо выдачей наличных денег заемщику — физическому лицу;
  2. открытием кредитной линии;
  3. кредитованием счета клиента (при недостаточности или отсутствии па нем средств) и оплаты расчетных документов с этого счета клиента (если в договоре банковского счета предусмотрено проведение такой операции). Кредитование счета при недостаточности или отсутствии на нем средств должно проводиться в пределах установленного лимита (максимальная сумма, на которую может быть проведена указанная операция) и срока, в течение которого должны быть погашены возникающие кредитные обязательства клиента;
  4. участием банка в предоставлении средств клиенту на синдицированной (консорциальной) основе;
  5. другими способами, не противоречащими законодательству и нормативным актам Банка России.

Кредит выдается на основании распоряжения, надлежащим образом составленного специалистами кредитного подразделения банка и подписанного уполномоченным должностным лицом банка. Банк-кредитор обязан создавать резервы на возможные потери от кредитной деятельности в порядке, установленном Банком России.

Источники

  • https://www.grandars.ru/student/finansy/vidy-gosudarstvennyh-zaymov.html
  • https://journal.open-broker.ru/economy/gosudarstvennye-cennye-bumagi/
  • https://FB.ru/article/455971/gosudarstvennyiy-zaym—eto-ponyatie-i-vidyi-gosudarstvennogo-zayma
  • https://BusinessMan.ru/new-gosudarstvennyj-zaem-vidy-i-formy.html
  • https://www.klerk.ru/bank/articles/440875/
  • https://brobank.ru/gosudarstvennyj-kredit/
  • https://cabinet-bank.ru/gosudarstvennye-zajmy/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Финансы и точка