- Правовое регулирование предпринимательства: цель, виды
- Какие законы регулируют предпринимательство в РФ
- Антимонопольное законодательство и предпринимательская деятельность
- Техническое регулирование и предпринимательство
- Конституционные основы предпринимательства в России
- Саморегулирование предпринимательства в РФ
- Методы госрегулирования предпринимательской деятельности
- Виды госрегулирования предпринимательской деятельности
- Нормы гражданского права, регулирующие предпринимательство
- Проблемы госрегулирования предпринимательства
- Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
- Что относится к основным принципам регулирования предпринимательства
- Признаки предпринимательства
- Отдельные источники права, регулирующие предпринимательство
- Законодательство о предпринимательстве без регистрации
- Нормативно-правовое регулирование защиты прав предпринимателей при проверках
Правовое регулирование предпринимательства: цель, виды
В соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) предпринимательская деятельность (далее — ПД) характеризуется следующими признаками:
- она является самостоятельной;
- осуществляется на свой риск;
- направлена на получение прибыли систематически;
- осуществляется за счет использования имущества, продажи товаров и пр.;
- подлежит госрегистрации, кроме установленных законом исключений.
Правовое регулирование предпринимательской деятельности является комплексным и осуществляется с помощью норм не только гражданского, но и иных отраслей права. Также правовые позиции в отношении предпринимательства сформулированы Конституционным судом РФ (далее — КС РФ) и иными судами.
Так, применительно к понятию предпринимательства КС РФ указал, что деятельность акционеров — это не ПД, а иная экономическая деятельность, также сопряженная с рисками (постановление КС РФ «По делу о проверке конституционности…» от 24.02.2004 № 3-П).
Подробнее о видах и формах ПД читайте в наших статьях:
- «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности»;
- «Виды предпринимательской деятельности в России — таблица».
Какие законы регулируют предпринимательство в РФ
При ответе на вопрос, какие законы регулируют предпринимательскую деятельность, помимо уже упоминавшегося ГК РФ, необходимо отметить, в частности, следующие:
- закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон № 135-ФЗ);
- закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ (далее — закон № 184-ФЗ);
- закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ (далее — закон № 315-ФЗ);
- закон «О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294-ФЗ).
Также правовое регулирование ПД осуществляется Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ), Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), Уголовным кодексом РФ (УК РФ) и иными кодексами.
Обратите внимание! Помимо законов, госрегулирование ПД осуществляется посредством подзаконного нормотворчества (например, постановление Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения деятельности юрлиц и ИП, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска…» от 01.03.2018 № 213).
Основы правового регулирования ПД заложены в Конституции РФ, что также будет раскрыто в статье.
Помимо федерального уровня ПД регулируется и регионами. Примеры актов:
- закон МО «О развитии ПД в МО» от 16.07.2010 № 95/2010-ОЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2021);
- Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 05.04.2020 N 167-р и другие.
.
Антимонопольное законодательство и предпринимательская деятельность
Важно! Основным нормативным правовым актом антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности является закон № 135-ФЗ.
Указанным законом создаются правовые условия для осуществления ПД посредством защиты конкуренции, а именно:
- предупреждения и пресечения монополий, недобросовестной конкуренции, конкуренции, создаваемой госорганами и муниципалитетами (ч. 1 ст. 1 закона № 135-ФЗ);
- обеспечения функционирования единого рынка, свободного перемещения товаров и услуг (ч. 2 ст. 1 закона № 135-ФЗ).
Основными понятиями антимонопольного регулирования ПД являются, в частности:
- конкуренция — соперничество субъектов ПД, когда ни один из них не может диктовать свои условия рынку (п. 7 ст. 4 закона № 135-ФЗ);
- недобросовестная конкуренция — противоречащие законодательству, деловому обороту, требованиям разумности действия субъектов ПД, причиняющие убытки или репутационный вред другим участникам рынка (п. 9 ст. 4 закона № 135-ФЗ);
- монополистическая деятельность — запрещенные законодательством действия по использованию преимуществ своего доминирования на рынке (п. 10 ст. 4 закона № 135-ФЗ).
Техническое регулирование и предпринимательство
Техническое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется прежде всего законом № 184-ФЗ. Согласно п. 1 ст. 1 указанного закона он регулирует:
- отношения, связанные с требованиями к самой продукции;
- отношения, связанные с требованиями к сопутствующим процессам, как то: изготовление, хранение, утилизация продукции и прочее.
Важно! Установление технических регламентов не признается ограничением ПД или иной экономической деятельности (определение ВС РФ от 31.01.2018 по делу № 302-КГ17-13396 по делу № А33-16286/2016).
Особенностью техрегулирования является то, что иные нормативные акты, прямо или косвенно связанные со сферой применения закона № 184-ФЗ, осуществлением госконтроля в данной сфере, применяются только в части, не противоречащей данному закону (п. 2 ст. 4 закона № 184-ФЗ).
В соответствии с п. 3 ст. 4 закона № 184-ФЗ федеральные органы исполнительной власти принимают только рекомендательные акты в рассматриваемой сфере. Указанное правило также распространяется на акты госкорпорации «Роскосмос». Исключения для госорганов, заключающиеся в возможности принятия ими обязательных актов, сделаны только для следующих случаев:
- госзаказы, гостайна, вопросы, связанные с атомной энергией (ст. 5 закона № 184-ФЗ);
- принятие техрегламентов (ст. 9.1 закона № 184-ФЗ).
Конституционные основы предпринимательства в России
В предыдущих разделах статьи было обозначено, какие законы регулируют предпринимательскую деятельность в России. Вместе с тем важно отметить конституционные установления по рассматриваемой теме, которые предполагают, в частности, возможность оспаривания в КС РФ положений нормативного правового регулирования, противоречащего, по мнению заявителей, основному закону РФ.
Ст. 8 Конституции РФ, размещенная в главе, посвященной основам конституционного строя, указывает на следующие основы ПД:
- единство экономического пространства (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ);
- свободное перемещение товаров (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ);
- конкурентная среда (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ);
- свобода предпринимательства (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ);
- многообразие форм собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ).
Глава 2 Конституции РФ, посвященная правовому статусу личности, также раскрывает право на занятие ПД. Согласно ст. 34 Конституции РФ:
- любое физлицо может использовать свое имущество или способности для того, чтобы заниматься предпринимательством или иной деятельностью экономического характера, которая не запрещена законодательством (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ);
- монополизация и недобросовестная конкуренция запрещены (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ).
Саморегулирование предпринимательства в РФ
Обратите внимание! Саморегулирование, предполагающее самоорганизацию предпринимателями их деятельности и деятельности их объединений, тем не менее, несмотря на название, осуществляется в рамках правил, установленных государством.
Основным нормативным правовым актом в области саморегулирования предпринимательской деятельности является закон № 315-ФЗ. Согласно ст. 1 указанного закона правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ предполагает следующие особенности применительно к вопросам саморегулирования:
- По общему правилу регулирование осуществляется законом № 315-ФЗ (ч. 1 ст. 1 закона № 315-ФЗ).
- Также применяется регулирование, осуществляемое иными федеральными законами, например применительно к госнадзору за рассматриваемой деятельностью (ч. 2 ст. 1 закона № 251-ФЗ).
- В ч. 2.1 ст. 1 закона № 251-ФЗ перечисляются случаи, когда особенности регулирования определяются градостроительным законодательством. Например, это касается саморегулируемой деятельности по вопросам инженерных изысканий и капремонта.
- В ч. 3 ст. 1 закона № 251-ФЗ перечисляются ситуации, выведенные из-под регулирования данного закона. К ним относятся, в частности, вопросы саморегулируемых организаций финансовых рынков, негосударственных пенсионных фондов и страховых организаций.
Методы госрегулирования предпринимательской деятельности
Существуют различные классификации методов государственного регулирования предпринимательской деятельности. К основным из них относятся:
- Выделение прямых и косвенных методов регулирования.
- Подразделение методов на административные, экономические и морально-политические.
Указанные классификации связаны между собой, поскольку в первом случае прямые методы также именуют административными, а косвенные — экономическими. К прямым методам относятся госрегистрация предпринимателей, налогообложение, лицензирование, госконтроль и надзор, предписания антимонопольных органов и пр. Косвенными методами являются льготное кредитование, госзаказ, планирование, налоговые льготы.
Обратите внимание! Морально-политические меры, выделенные во второй классификации, как правило, считаются мерами, осуществляемыми через средства массовой информации (далее — СМИ), в частности через государственные СМИ.
Виды госрегулирования предпринимательской деятельности
Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности выделяются следующим образом:
- В зависимости от методов регулирования: прямое и косвенное госрегулирование или административное, экономическое и морально-политическое регулирование.
- По уровню регулирования: федеральное и региональное регулирование.
- В зависимости от формы собственности и взаимоотношений государства и субъекта ПД: регулирование, основанное на субординации или координации. Субординационное регулирование характерно для регулирования в публичном (государственном) секторе экономики, а второй тип — для общего регулирования, где государство и его органы также являются участниками рынка наряду с другими субъектами.
- В зависимости от специфики деятельности субъектов ПД: в сельском хозяйстве, строительстве и пр.
- Госрегулирование в рамках общего регулирования и конкретных правоотношений.
Нормы гражданского права, регулирующие предпринимательство
Как было указано в предыдущих разделах статьи, регулирующие предпринимательскую деятельность в России законы охватывают различные аспекты регулирования и касаются разных отраслей права, при этом нормы гражданского права в данном секторе выделяются особо. Так, п. 1 ст. 2 ГК РФ прямо относит регулирование отношений между субъектами ПД к сфере гражданского права.
В начале статьи было отмечено, что именно ГК РФ определяет признаки ПД. Вместе с тем судебная практика дополняет признаки ПД по ГК РФ рядом иных признаков, которые могут оказывать влияние на особенности регулирования.
Так, банковская или строительная ПД характеризуется таким признаком, как профессионализм, что влияет на решение вопроса об ответственности (постановление ФАС ЦО от 31.01.2014 по делу № А68-11899/2012).
Непосредственно ГК РФ регулируются такие вопросы ПД и связанных с нею отношений, как:
- правовое положение субъектов ПД;
- основания возникновения прав и особенности их осуществления;
- корпоративные отношения;
- обязательственные отношения и др. (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
О гражданско-правовом обеспечении предпринимательства читайте статью на сайте КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.
Проблемы госрегулирования предпринимательства
Государственное регулирование предпринимательской деятельности в РФ сопряжено с широким спектром проблем. К проблемам правового регулирования предпринимательской деятельности относятся:
- вопросы адекватного определения видов ПД, требующих получения лицензии;
- соотношение техрегулирования и свободы ПД;
- определение оптимального налогообложения;
- вопросы естественных монополий;
- снижение административной нагрузки на бизнес, в частности оптимизация проведения проверок;
- проблемы регулирования ПД в отдельных секторах экономики, в частности вопросы конкуренции в вопросах энергетики.
О проблемах судебной практики по отдельным вопросам предпринимательства читайте также в нашей статье «ВС РФ выпустил обзор практики по делам об административных правонарушениях в сфере предпринимательства».
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Профессиональные требования к няне (помощнику воспитателя) в условиях…720 руб.
4000 руб.
Способствование развитию личности дошкольника720 руб.
4000 руб.
Организация получения образования в семейной форме720 руб.
4000 руб.
Система работы с высокомотивированными и одаренными учащимися по…720 руб.
4000 руб.
Технологии взаимодействия воспитателя с детьми в совместной…720 руб.
4000 руб.
Интерактивные методы в практике школьного образования720 руб.
4000 руб.
Вконтакте
Одноклассники
Facebook
Twitter
Google+
нравится0Нет комментариев0
Проекты (сайты) Мультиурок
Последние новости 13.06.22
Поздравляем с окончанием учебного года и началом каникул!
10.04.22
Учителю ко Дню космонавтики! Викторина и другие полезные материалы
21.12.21
В подарок учителям к Новому году
Курсы для учителей! Реализация образовательных программ осуществляется с применением исключительно электронного обучения и ДОТ
Адаптивная физическая культура в условиях реализации ФГОС для лиц с…
720 руб.
4000 руб.
Технологии взаимодействия воспитателя с детьми в совместной…
720 руб.
4000 руб.
Современные педагогические технологии в образовательном процессе
720 руб.
4000 руб.
Смотреть все курсы
Что относится к основным принципам регулирования предпринимательства
Важно! Гос. регулирование предпринимательской деятельности осуществляется на основе базовых идей, основных начал — принципов правового регулирования ПД.
К основным регулирующим предпринимательскую деятельность принципам относятся:
- свобода ПД;
- защита интересов субъектов ПД;
- поощрение ПД;
- приоритет экономических методов регулирования;
- конкуренция, запрет ее недобросовестных форм и монополий;
- верховенство закона.
Обратите внимание! Для отдельных секторов экономики характеры свои принципы, влияющие на принципы регулирования ПД в соответствующей области.
Так, в ст. 6 закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ (далее — закон № 35-ФЗ) определены, в частности, такие принципы, как:
- сочетание свободы экономической деятельности с ограничениями, установленными законом № 35-ФЗ;
- баланс интересов потребителей и поставщиков;
- сочетание рыночного регулирования с необходимостью обеспечения надлежащего качества и минимальной стоимости электроэнергии.
Признаки предпринимательства
Для предпринимательства характерны общие (самостоятельность и риск) и специфические признаки предпринимательской деятельности (направленность, возможность систематически получать прибыль, необходимость государственной регистрации).
В целом деятельность предпринимателя носит самостоятельный характер, то есть лицо ведет ее в своих интересах. Если деятельность не может являться самостоятельной, то ее не относят к этой категории.
Пример 1
Не является предпринимательской деятельностью работа определенного учреждения, поскольку кроме своей основной деятельности, оно ведет предпринимательскую только для достижения цели своего создания. Это можно объяснить тем, что собственник создает учреждение для определенной социальной, управленческой или культурной цели, которая не всегда способна приносить доход.
Любая страна осуществляет правовое регулирование предпринимательской деятельности. Она организуется лицом по своему усмотрению, при этом необходим контроль государства. Конституция и Гражданский кодекс гарантируют право осуществления предпринимательской деятельности, которая не запрещена законом. Также законодательство регулирует и вопрос о том, что нерегламентированное государственное вмешательство в деятельность предпринимателей не допустимо.
Предприниматели вправе обращаться в хозяйственные суды или в суды общей юрисдикции, подавая заявление о признании недействительными ненормативных актов органов государства или органов местного самоуправления. Это же предусмотрено и для нормативных актов, которые не соответствуют закону (правовым актам) и нарушают права и охраняемые законодательством интересы предпринимателей.
Еще одна особенность предпринимательства заключается в наличии риска. На самом деле свобода деятельности всегда характеризуется наличием риска, включая последствия определенных действий или их отсутствия. Если рассматривать безрисковую деятельность, то ее не всегда можно отнести к сектору предпринимательства.
Пример 2
Работа государственных и прочих учреждений не относится к предпринимательской деятельности. Это обусловлено тем, что в случае недостаточного количества средств у учреждений субсидиарная ответственность по долгам ложится на собственника соответствующего имущества.
Деятельность предпринимателя всегда в основе имеет направленность на получение прибыли, но по различным причинам этот результат не всегда можно достичь. Здесь можно говорить о коммерческом риске в виде нормального явления рынка, которое относится к наступлению неблагоприятных последствий для предпринимателей. Причины подобных неблагоприятных последствий могут быть как субъективными, так и объективными.
Если причины объективны, то они не зависят от предпринимателя и прочих лиц (стихийное бедствие и прочие чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства). Объективные причины должны приниматься предпринимателями к учету заранее для того, чтобы была возможность принимать необходимые меры для устранения или уменьшения своих возможных потерь. Одним из примеров может быть страхование, наряду с которым помимо страхования от коммерческого риска существует возможность самострахования с помощью формирования за счет части собственной прибыли резервных (страховых) фондов, необходимых для покрытия любых непредвиденных расходов.
Субъективные причины возникновения неблагоприятных последствий включают неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предпринимателями или их контрагентами по договорам. Здесь возникает предпринимательская ответственность или ответственность контрагента, которая выражается в неблагоприятных имущественных последствиях для определенных лиц и обусловлено правонарушениями с их стороны.
Предприниматели должны нести ответственность в том случае, когда не смогут доказать, что надлежащее исполнение обязательства невозможно по причине непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых в определенных условиях обстоятельств (военные действия, стихийное бедствие и др.). Вина представляет собой необходимое условие ответственности предпринимателей в случае, когда прямо предусматривает закон или договор.
Замечание 1
Предпринимательскую деятельность должна характеризовать систематичность в получении прибыли. Здесь речь идет об основной цели работы предпринимателя. Если получение прибыли не является основной целью работы, то лицо не рассматривается в качестве предпринимателя, при этом его деятельность нельзя считать предпринимательской.
В современных условиях в качестве цели предпринимательства выступает не только выпуск продукции (работ, услуг), который сам собой разумеется как средство достижения целей предпринимателя, а само извлечение прибыли. Действующее законодательство легализовало цель предпринимательства в виде систематического профессионального извлечения прибыли.
В составе предпринимательской деятельности каждую отдельную сделку можно считать важным звеном целого плана предпринимателей, который формируется для того, чтобы получить конечный результат в виде прибыли.
В итоге для предпринимателя важна не сфера деятельности, включая торговую, посредническую, строительную, транспортную, страховую, банковскую, инвестиционную и др. Основу для предпринимателя представляет конечная цель, а именно систематическое получение прибыли. В этом ключе деятельность в любой экономической сфере можно считать предпринимательской, так как она концентрируется на извлечении прибыли в виде разницы между ценой покупки и ценой продажи. И чем больше прибыли планируется получить в той или иной сфере деятельности, тем большим вниманием со стороны предпринимателей она будет пользоваться.
Предпринимательство – это деятельность, которая ведется лицами, прошедшими регистрацию в качестве предпринимателей. Осуществление подобной деятельности без регистрации запрещено. Доходы, получаемые в процессе предпринимательской деятельности, подлежат взысканию в доход государства в установленном порядке.
Что касается государственной регистрации, а в определенных случаях и лицензирования предпринимательства, то она необходима для осуществления контроля со стороны общества в случаях, которые указывает законодательство.
Вывод
После рассмотрения признаков предпринимательской деятельности, можно сделать вывод о том, что существует определенное соотношение между хозяйственной и предпринимательской деятельностью. То, что включено в содержание предпринимательской деятельности, характерно и для любой хозяйственной деятельности. Тем не менее, предпринимательство отличается несколькими характерными признаками, что позволяет рассматривать ее как более узкое понятие, чем хозяйственную деятельность.
Отдельные источники права, регулирующие предпринимательство
В статье было отмечено, что к регулирующим предпринимательскую деятельность законам, помимо ГК РФ, НК РФ, УК РФ, КоАП РФ, относятся законы № 135-ФЗ, 184-ФЗ, 315-ФЗ и 294-ФЗ.
Затронем также иные регулирующие предпринимательскую деятельность источники права:
- правовые аспекты взаимоотношений субъектов ПД с нанимаемыми ими сотрудниками регулируются трудовым законодательством, в частности Трудовым кодексом РФ;
- по вопросам деловой репутации субъектов ПД действует ГОСТ Р 66.1.03-2016 «Национальный стандарт РФ. Оценка опыта и деловой репутации субъектов ПД…», утв. и введенный в действие приказом Росстандарта от 17.02.2016 № 54-ст;
- выпущены письма госорганов по отдельным аспектам ПД, например письмо Минфина РФ «Об использовании понятия “ПД” в законодательстве РФ о налогах и сборах» от 27.03.2018 № 03-02-08/19058.
Об отдельных аспектах предпринимательской деятельности читайте также в наших статьях:
- «В России вводится обязательная классификация гостиниц»;
- «Частные юристы и бухгалтеры должны зарегистрироваться в Росфинмониторинге».
Законодательство о предпринимательстве без регистрации
Среди принципов правового регулирования предпринимательской деятельности была указана свобода ПД. Вместе с тем ее осуществление предполагает ряд формальностей, в частности регистрацию в качестве предпринимателя (за некоторыми исключениями, например при случаях самозанятости граждан).
Об уведомлении о начале предпринимательской деятельности читайте в нашей статье «В уведомить о начале предпринимательской деятельности будет легче».
Основные источники правового регулирования предпринимательской деятельности, касающиеся осуществления ПД без регистрации, в частности по вопросам ответственности за незаконное предпринимательство:
- КоАП РФ (ст. 14.1);
- УК РФ (ст. 171);
- ГК РФ (ст. 23);
- НК РФ (п. 7.3 ст. 83 и др.).
Также указанному вопросу посвящены разъяснения судов, например п. 13 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих…» от 24.10.2006 № 18.
Нормативно-правовое регулирование защиты прав предпринимателей при проверках
Обратите внимание! Нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности, касающееся вопросов защиты их прав при осуществлении госконтроля, осуществляется прежде всего законом № 294-ФЗ.
Вместе с тем применение указанного закона ограничено следующими правилами:
- закон № 294-ФЗ не применяется при проведении дознания, следствия, прокурорского надзора, осуществлении правосудия, проведении административного расследования и в иных случаях, предусмотренных п. 3 ст. 1 закона № 294-ФЗ;
- организация и проведение некоторых видов проверок также определяются специальным законодательством, например, это касается проверок по вопросам иностранного инвестирования, экономической концентрации и финансово-бюджетной деятельности (п. 3.1 ст. 1 закона № 294-ФЗ);
- особенности проверок могут быть установлены отдельными нормативными актами по вопросам антимонопольного регулирования, лицензирования, экспортного контроля и др. (п. 4 ст. 1 закона № 294-ФЗ);
- специальные законы также регулируют вопросы проверок на территориях опережающего развития (п. 4.1 закона № 294-ФЗ);
- проведение проверок, касающихся гособоронзаказа, также изъято из-под действия закона № 294-ФЗ (п. 4.2 указанного закона);
- при противоречии между законом № 294-ФЗ и международным соглашением применяется международный документ (п. 5 закона № 294-ФЗ).
- https://rusjurist.ru/predprinimatelskaya_deyatelnost/gosudarstvennoe_regulirovanie_predprinimatelskoj_deyatelnosti-rj/
- https://multiurok.ru/index.php/files/tema-2-normativno-pravovye-akty-reglamentiruiushch.html
- https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/hozjajstvennoe-pravo/regulirovanija-predprinimatelskoj-dejatelnosti/